18 сентября
Старт курса
Назад Маркетинговое агентство системного маркетинга Москва
Главная / Блог / Инструменты маркетинга / SWOT-анализ: простой и качественный инструмент для оценки конкурентоспособности компании

SWOT-анализ: простой и качественный инструмент для оценки конкурентоспособности компании

Что такое СВОТ-анализ? Зачем он нужен? Существуют ли инструкции, которые помогут разобраться в этом исследовании и провести качественный SWOT-анализ?

Технология SWOT анализа широко используется в стратегическом управлении и менеджменте, так как является одновременно простым и качественным инструментом для оценки конкурентоспособности компании на рынке.

В данной статье мы подробно расскажем как проводится SWOT-анализ и как на практике применить его результаты.

Полезность статьи зашкаливает: вы увидите шаблоны реальных рабочих документов для SWOT-анализа.

Традиционно SWOT-анализ проводится на основе глубинного интервью руководителя компании. Мы рекомендуем опросить всех собственников бизнеса (если их несколько), а также хорошо, когда опрошены будут как стратегические руководители, так и оперативные (например, руководители филиалов).

В результате такого глобального опроса — можно выявить больше преимуществ и понять видения возможностей для компании с разных сторон.

Расскажем вам как сделать SWOT-анализ.

Шаг 1. Сбор данных


Составляем вопросы для SWOT-анализа.

В нашей компании мы делим все вопросы на 2 раздела: внутренняя среда и внешняя. В таком опроснике около 30 вопросов. Берите в работу базовые вопросы для свот-анализа.


Полезный совет: записывайте интервью на диктофон.

Опыт показывает, что в процессе разговора может возникнуть целый ряд уточняющих вопросов и могут быть даны очень подробные ответы. Поэтому записывайте весь разговор, предварительно предупредив об этом. Только в этом случае вы не упустите ничего важного.

Шаг 2. Анализ


Для выявления сильных и слабых сторон компании мы выделяем 10 направлений поиска.

  • маркетинг, продвижение;

  • продажи;

  • продукт;

  • ценообразование,

  • сервис и персонал,

  • позиционирование,

  • менеджмент,

  • ресурсы компании,

  • имидж бренда


Все собранные данные (ответы на вопросы) мы сортируем по этим параметрам.

Покажем вам шаблон таблички и для примера самые популярные ответы за всю нашу практику.

Итак, разложили все интервью руководителей в эту табличку. Идем дальше.

Для оценки выделенных параметров все перечисленные слабые и сильные стороны оцениваем с точки зрения влияния каждого параметра на удовлетворенность клиентов, на прибыль компании, на создание отличия от конкурентов (для сильных сторон). Далее была выявлена общая оценка важности показателя через суммирование критериев.

Наиболее значимыми являются сильные стороны, суммарный рейтинг которых равен 2 или 3, наименее значимые – выделены красным. В результате проверки все незначительные параметры отсеиваются, а значимые дополнительно ранжируются. При формулировке сильных сторон некоторые параметры предыдущей таблицы могут быть учтены в комплексе.

Таким образом мы получаем, список сильных сторон компаний.

Аналогичным образом анализируется значимость выявленных слабых сторон компании.

Поиск возможностей внешней среды осуществлялся в направлении определения факторов роста продаж и прибыль компании за счет не зависящих от нее факторов на основе статистических и аналитических данных.

Для составления рейтинга возможностей роста бизнеса учитывается значимость ее вклада в повышение удовлетворенность клиентов услугами компании, вклада в продажи или прибыль компании:

Возможности, мало влияющие или не влияющие на прибыль бизнеса и удовлетворенность клиентов исключаются и в результате составляется итоговый рейтинг возможностей внешней среды.

При поиске угроз анализируются тенденции изменения рынка, потребностей целевой аудитории, государственного и правового регулирования рынка, экономической ситуации в стране, которые потенциально могут снизить продажи и прибыль компании.

Значимость угроз для бизнеса оцениваются с точки зрения их влияния на удовлетворенность клиентов, на уровень прибыли компании, а также вероятность ее возникновения в ближайшем будущем (5 лет).

Угрозы для бизнеса, не влияющие на прибыль бизнеса и удовлетворенность клиентов в течение 5 лет, исключаем и составляем итоговый рейтинг угроз бизнеса по вкладу в продажи или прибыль компании.

Ключевые сильные и слабые стороны, возможности и угрозы сводим в итоговую таблицу SWOT-анализа, сохраняя рейтинги важности.


Шаг 3. Аналитика


Учитывая сильные и слабые стороны компании, а также открывающиеся возможности и потенциальные угрозы, определяется набор из стратегических альтернатив, которые могут быть учтены при формировании стратегии развития компании.

В итоге формируются выводы и рекомендации по SWOT-анализу.

В результате такого SWOT-анализа компания получает достоверный список основных преимуществ, становятся очевиднее слабые стороны компании.

Этот анализ не откроет вам Америку. Этот анализ разложит по полочкам преимущества вашей компании, те сильные стороны, на которые стоит делать ставку, чтобы отстроится от конкурентов. А также  обнажит слабые места в работе вашей компании, зная их “в лицо”, их можно либо устранить, либо, при невозможности устранения, подготовить отработку возражений при продаже.

А перечень потенциальных возможностей и угроз, которые могут возникнуть в ближайшие 5 лет, ложатся в основу стратегического планирования и держаться на постоянном контроле у руководства.

Эта статья написана по следам нашей работы в одном из проектов :) Вы можете оставить заявку, и мы проведем аудит вашей компании.



0

Читайте также

Подойдет ли этот комплекс услуг для вашего бизнеса?
Оставьте заявку на консультацию!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Подпишитесь на наш

и заберите чек-лист “Проверь свой маркетинг”

Проведем аудит маркетинга по 21 метрике и покажем точки роста прибыли в 2 раза
Забронируйте место и время
с экспертом-практиком
Заказать звонок
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности