Название придумано, место выбрано и теперь вопрос — по какой цене продавать продукцию, а как себя лучше позиционировать на этом рынке, чем привлечь клиентов?
Помимо того, что по всем этим пунктам есть определенные маркетинговые исследования которые необходимо проводить. Отличным дополнением к ним станет конкурентный анализ.
Анализ конкурентов — это база при разработке позиционирования компании и маркетинговой стратегии.
Подробный и грамотный анализ конкурентов компании станет одним из кирпичиков той базы, на которой будет строиться стратегия развития компании.
Основные правила
- Понимать цель анализа конкурентов.
- Выбрать не менее 15 конкурентов (а лучше 20-30).
- Не лениться сделать подробный анализ по всем критериями.
Цель конкурентного анализа
Основная цель конкурентного анализа — получить информацию о преимуществах конкурентов и их недостатках, об их стратегии развитии компании.
Где пригодится конкурентный анализ
- При разработке позиционирования компании.
- При разработка маркетинговой стратегии компании.
- При формировании цены на продукцию.
- При формировании ассортиментной и товарной политики компании.
- При составлении плана продаж в компании.
- При разработке стратегии продвижения продукции.
Откуда получить информацию о конкурентах
1. Опросы потребителей.
Опросы проводятся не “в лоб”, а завуалировано. Потребителю предлагается ответить на несколько вопросов, например, чтобы понять ситуацию на том или ином рынке и в опросник закладываются интересующие вопросы о конкуренте. Опросы могут проводиться как офлайн, так и онлайн.
2. Конкурентная “разведка” (“тайный покупатель”).
Отличный способ сбора информации, как говорится, из первых уст. Общение с менеджерами компании-конкурента дадут много информации о сервисе, о ассортименте и ценах компании.
Рекомендуем таким способом проверить и своих собственных менеджеров.
3. Интернет (сайт и соцсети конкурентов).
Данные сайта и соцсетей дадут представления об активности компании в сети (если такой не наблюдается, то вы можете быть там первыми), о фирменном стиле компании и о последовательности его применения, о качестве логотипа, УТП, карточек товара и т.д.
4. Статистика рынка.
Отраслевые обзоры рынка могут содержать финансовые показатели конкурентов, а также ключевые характеристики бизнеса.
5. Тематические выставки, конференции и семинары.
Из данного источника можно получить информацию об участниках рынка, контактах и коммуникационной стратегии.
Анализ всей полученной информации эффективнее проводить, используя метод сравнительного анализа конкурентов: сопоставление параметра компании с аналогичными параметром конкурента для понимания сильных и слабых сторон.