Работа с брендами в современном мире очень востребована. Занимаются этим вопросом такие специалисты, как бренд-менеджеры. Вместе с сотрудниками маркетингового агентства «Косатка Маркетинг» попробуем разобраться, что это за специалисты, какие специализации у них есть, чем они занимаются, как оценивать их работу и какие знания и навыки должны быть у настоящих специалистов.
Кто такой бренд-менеджер
Специалист, управляющий брендом и любыми процессами, которые связаны с ним, называется бренд-менеджер. Он должен делать все, чтобы бренд приносил компании прибыль, был популярным и узнаваемым среди ЦА.
Как правило, бренд-менеджеры работают в штате компании. Они выполняют целый комплекс задач, начиная с исследования рынка и заканчивая анализом результатов. Если у бизнеса имеется несколько брендов, для каждого из них нужен отдельный бренд-менеджер.
Если специалист работает в брендинговом агентстве, там он занимается отдельными процессами, а не всем комплексом задач. Например, довольно часто именно агентствам доверяют формулирование платформы бренда, разработку айдентики или коммуникационной стратегии.
Специализация бренд-менеджера
Существуют различные виды брендов, которые требуют разных подходов, инструментов и приемов. В зависимости от этого можно выделить следующие специализации бренд-менеджеров.:
- персональный бренд-менеджер работает с личным брендом лидера мнений, медийной личности или эксперта. Он необходим тем людям, которые хотят повысить свою узнаваемость и популярность. Спрос на данную специализацию в данный момент растет;
- бренд-менеджер продукта. Этот вид специализации наиболее востребованный. Специалист занимается созданием и развитием сервисного или товарного бренда. Он может работать в бьюти- и индустрии моды, в косметических и продуктовых компаниях, ресторанном бизнесе и других сферах;
- бренд-менеджер территории. Данная специализация является относительно новой. Она связана с брендингом регионов, городов, туристических достопримечательностей;
- спортивный бренд-менеджер отвечает за создание и развитие бренда спортивной площадки или команды. Если он продвигает бренд спортсмена, его специализация становится персональный бренд-менеджер.
Что входит в обязанности бренд-менеджера
Рассмотрим пример специалиста, который работает в штате среднестатистической компании. Как правило, он отвечает за следующие вопросы:
- стратегический анализ. Изучает рынок, ЦА, тренды, конкурентов;
- разработка платформы бренда. Прорабатывает ценности, идею, функциональные и эмоциональные преимущества, характер;
- позиционирование. Определяет место бренда в сознании потребителя;
- разработка бренд-стратегии. Делает документ, описывающий весь путь развития бренда от момента его создания и до адаптации к изменениям;
читайте подробнее о нашей услуге
- разработка айдентики. Определяет элементы, по которым бренд будут узнавать: логотип, шрифты, цветовая гамма, слоган, фирменный звук и т.п.;
предлагаем узнать подробнее об услуге
- анализ результатов. Анализирует показатели, строит гипотезы, с помощью чего можно улучшить важные метрики, готовит отчеты;
- продвижение бренда. Проводит мероприятия, запускает и контролирует PR- и рекламные кампании, организует коллаборации.
В некоторых компаниях к обязанностям бренд-менеджера также добавляют выбор каналов продаж, ценообразование и другие задачи.
В дистрибьюторских компаниях, которые не производят, а продают готовый продукт, специалисту не надо создавать бренд. Он отвечает за продвижение бренда и анализ результатов.
Как оценить работу бренд-менеджера
Основная задача бренд-менеджера – бренд должен приносить как можно больше прибыли. Для фиксации этого используют ключевые показатели эффективности (KPI).
К наиболее распространенным показателям относятся:
- уровень известности бренда или узнаваемость;
- стоимость бренда;
- лояльность к бренду;
- доля рекламных затрат на продвижение бренда;
- доля рынка;
- стоимость контакта;
- возврат инвестиций на брендинг (ROBI).
Конечно, некоторые показатели сложно отследить. Для этого необходимо проводить маркетинговые исследования. Как правило, это делают один раз в год. Такие показатели, как объем продаж, количество проведенных мероприятий и упоминаний, можно отслеживать ежемесячно.
Какими знаниями и навыками должен обладать бренд-менеджер
Специалист должен знать теорию, софт-скиллы и прикладные навыки.
Теория представляет собой основу, без которой просто нельзя. Естественно, бренд-менеджер должен знать, что такое бренд, для чего он нужен компании и какие преимущества он дает. Помимо этого специалист должен быть в курсе принципов работы маркетинга, инструментов продвижения и коммуникации.
Софт-скиллы необходимы для эффективного выполнения рабочих задач. Поскольку бренд-менеджер руководит командой, ему явно пригодятся коммуникабельность, лидерские качества и способность работать в команде. Помимо этого преимуществом будет креативность, организаторские навыки, навыки проведения презентаций и аналитическое мышление.
Для эффективной работы необходимо иметь как можно больше прикладных навыков. Минимальный набор:
- продвижение бренда. Организация мероприятий, запуск PR- и рекламных кампаний;
- развитие бренда. Разработка стратегии, адаптация бренда к изменениям;
- проведение маркетингового анализа. Изучение рынка, ЦА и другого окружения бренда. Читайте в нашем кейсе про маркетинговую аналитику для крупнейшего производителя пластиковых изделий
Помимо этого желательно иметь такие прикладные навыки, как управление проектами, ведение переговоров, запуск новых продуктов, проведение маркетинговых исследований.
Как видите, бренд-менеджер должен много чего знать и уметь. Найти такого человека не так уж и просто. Если вам нужен бренд-менеджер, обращайтесь в маркетинговое агентство «Косатка Маркетинг». Наши специалисты обладают всеми необходимыми знаниями и навыками.